Трагедия Улу-Теляка
35 лет назад произошла одна из самых масштабных железнодорожных катастроф ХХ века в России.
На железнодорожном перегоне Аша — Улу-Теляк встретились два поезда: № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск». За несколько часов до этого на трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье», который проходит рядом с железной дорогой, образовалась узкая щель длиной 1,7 метра, через которую на землю стал выливаться газ — пропан и бутан. Образовалось целое газовое озеро. Два поезда взлетели в воздух из-за взрыва скопившегося газа.
Сокрушительный взрыв, который прогремел в ту секунду, позже сравнивали по мощности с атомной бомбой в Хиросиме — в 12 килотонн.
Из 37 вагонов поездов Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск семь сгорели полностью, 26 выгорели изнутри, 11 — оторвало и сбросило с путей
Опознали 675 человек. Прах тех, кого не удалось опознать, просто захоронили в 327 урн. Это огромная братская могила. В составе поезда, шедшего в Адлер, были два вагона с детьми, ехавшими в пионерский лагерь. Большинство из них сгорели.
В 2021 году была издана книга «УЛУ-ТЕЛЯКСКАЯ ТРАГЕДИЯ: КНИГА ПАМЯТИ И СКОРБИ»
Книга издана во исполнение поручения Главы Республики Башкортостан и предназначена для широкого круга пользователей.
Книга, предлагаемая читателям, состоит из трех частей. В первой части издания «Со страниц газет и книг» приведены опубликованные материалы. Статьи журналистов республиканских и центральных газет описывают события с момента катастрофы и до наших дней.
Во второй части «Память сильнее времени. (Воспоминания)» представлены воспоминания очевидцев и участников ликвидации последствий катастрофы: М. Гафурова, А. С. Крыкля, Б. А. Сочилова, В. Г. Старухиной, Х. Г. Хатыпова и др.
В третьей части «Улу-Телякская трагедия в объективе фотоаппарата» размещены фотографии из личного архива полковника А. А. Мурзина, фотокорреспондента Р. К. Бадыкова и из открытых источников сети Интернет